Иновационный проект о здоровом образе жизни и доказательной медицине

Новости научной медицины

• • Данные последних исследований о здоровье человека
  • • Наука о физической активности и продуктах питания
  • • Ученое мнение про биологически-активные добавки

Почему мы спим? Ученые нашли механизм восстановления мозга

Сон является важной частью ежедневного жизненного цикла большинства животных, включая людей. Когда животное спит, оно остается беззащитным перед лицом опасности. Что же делает сон настолько важным, что мы все рискуем?

Как влияет сон на отдельные клетки мозга?

Исследования, как старые, так и новые, подтверждают, что сон играет важную роль во всех аспектах нашего здоровья.

Недавние исследования показали, что хороший ночной сон может поддержать здоровье сосудов.

Они также продемонстрировали, что сон может стимулировать иммунную систему и защищать от метаболических состояний, таких как диабет.

Люди проводят примерно треть своей жизни во сне, но почему сон так важен?

В конце концов, время, проведенное во сне, — это когда в природе у хищников есть шанс нанести беспрепятственный удар, поскольку спящий представляет идеальную цель. Почему мы все естественно принимаем такой риск?

Новое исследование, проведенное учеными из Университета Бар-Илан в Рамат-Гане, Израиль, выявило ключевой фактор, который может лежать в основе незаменимости сна: его восстанавливающее действие на отдельные клетки мозга.

Команда, которой руководил профессор Лиор Аппельбаум, сообщает о своих новых результатах в исследовательской работе, опубликованной в журнале Nature Communications.

Возможность «заживления» клеток мозга

В этом исследовании ученые обратились к рыбкам данио, которые ученые часто используют в исследованиях, потому что они удивительно похожи на людей. На самом деле, примерно 70 процентов человеческих генов т встречаются в этом пресноводном виде рыб.

Используя трехмерную замедленную съемку, ученые изучили влияние сна на микроуровне и наблюдали, как он влияет на отдельные нейроны или клетки мозга.

Технология высокого разрешения позволила профессору Аппельбауму и его команде следить за движением ДНК и белков в клетках мозга.

Они обнаружили, что во время сна отдельные нейроны могли выполнять работы по поддержанию ядра, центрального элемента каждой клетки, который охватывает большую часть генетического материала этой клетки.

Когда ядро ​​начинает разрушаться, содержащаяся в нем информация ДНК также повреждается, что может привести к старению, болезням и ухудшению общего функционирования органа или ткани.

Исследователи объясняют, что во время сна у нейронов есть возможность восстановиться от накопленного за день стресса и «исправить» любое повреждение, которое они могли получить.

Повышенные уровни динамики хромосом

Ученые отмечают, что во время бодрствования уровни динамики хромосом ниже, чем во время сна, что означает, что клетки мозга не могут выполнять надлежащее поддержание ДНК. Профессор Аппельбаум сравнивает эту ситуацию с наличием «выбоин на дороге».

«Дороги накапливают износ, особенно в часы пик в дневное время, и их удобнее и эффективнее ремонтировать в ночное время, когда движение ограничено», — объясняет он.

Поскольку этот процесс очень важен для поддержания здоровья мозга, это может объяснить, почему животные, в том числе и люди, готовы тратить так много времени на сон, несмотря на риски, которым они могут подвергаться в природе.

«Мы обнаружили причинно-следственную связь между сном, динамикой хромосом, нейрональной активностью, повреждением и восстановлением ДНК, имеющим прямое физиологическое значение для всего организма», — объясняет профессор Аппельбаум.

«Сон, — добавляет он, — дает возможность уменьшить повреждения ДНК, накопленные в мозгу во время бодрствования».

«Несмотря на риск снижения осведомленности об окружающей среде, животные — от медузы до рыбок данио и человека — должны спать, чтобы позволить своим нейронам эффективно поддерживать ДНК, и это, возможно, является причиной того, что сон развился и сохранился в животном царстве.

Статьи по теме:

Плохой сон увеличивает накопление патологического белка как при болезни Альцгеймера

Розовый шум поддерживает глубокий сон и память у пожилых